Вообще-то я не самая большая любительница музеев, поэтому посещаю их только тогда, когда могу увидеть там что-то, отражающее суть моих интересов, или когда сам по себе музей являет собой нечто выдающееся. Музей антропологии в Мехико — случай, объединивший мои предпочтения: меня уже давно интригует все, что связано с доколумбовыми цивилизациями, да и сам по себе музей является одним из самых значимых в мире: сравниться с ним может, разве что, невероятный Египетский музей в Каире.
Национальный музей антропологии находится в парке Чапультепек — в том самом, где мы провели пару часов, сначала гоняясь за белками, потом — убегая от них (этой забавной истории посвящен предыдущий пост Нападение белок в парке Чапультепек, Мехико). История музея уходит своими корнями в конец 18 века, когда по приказу мексиканских властей была конфискована часть коллекции собирателя древностей Лоренцо Ботурини Бенадуччи. К коллекции присоединился Камень Солнца ацтеков, обнаруженный под землей в самом центре Мехико, и, постепенно пополняясь новыми артефактами, они составляли экспозицию то одного музея, то другого, пока, наконец, в 1964 году состоялось торжественное открытие Национального музея антропологии (Museo Nacional de Antropología) в том виде, в котором мы видим его сейчас.
Музей, состоящий из 26 выставочных залов, раскинувшихся почти на 80 тысячах квадратных метров, дает уникальную возможность своими глазами увидеть множество артефактов, принадлежащих культурам древних цивилизаций. Этот музей способен произвести впечатление даже на человека, никогда в жизни не интересовавшегося историей, а уж тем, кто хоть чуток интересовался, он гарантированно снесет крышу, причем до основания.
Каждый выставочный зал музея посвящен одной из доколумбовых культур, самая известная и всеми любимая из которых, конечно же — майя. Но, к слову говоря, на территории Мексики жили и творили еще несколько могущественных цивилизаций — ацтеки, тольтеки, ольмеки, сапотеки и другие. Главный и, наверное, самый впечатляющий экспонат музея — Камень солнца ацтеков, тот, что после прихода испанцев был погребен под под землей, где и пролежал до 1790 года, пока не был найден под площадью Сокало в центре Мехико. Располагается он в зале ацтеков, куда мы, сгорая от нетерпения, направились в первую очередь.
Беспощадные и изобретательные
Сразу при входе в зал нас встретил громадный каменный зверь, при ближайшем знакомстве оказавшийся ягуаром со странным именем Оцелотль. Сначала мне показалось, что предназначение этой зверушки - стоять у входа в храм и вызывать трепет прихожан. Что-то навроде львов, сидящих у главных ворот множества европейских дворцов… Ага, куда там! Оказалось, что на спине у ягуара просверлено специальное отверстие — чаша, имеющая еще более странное название куаушикалли и предназначенная для складирования человеческих сердец, вырезанных в качестве жертвоприношения богам. Поэтому если кому-то думается, что ацтеки — это такие безобидные индейцы, одевавшиеся в перья и строившие красивые пирамидки, то они сильно заблуждаются.
В центре зала стоит красивый круглый каменный постамент, украшенный искусной резьбой. Правда, красивым он кажется лишь до того момента, пока его функционал не становится слишком очевиден: постамент этот — ничто иное, как алтарь для ритуальных жертвоприношений. Несчастного, выбранного в качестве жертвы, укладывали на его поверхность, разрезали живот и доставали еще бьющееся сердце, которое сначала поднималось вверх, к солнцу, а затем отправлялось в чашу уже знакомого нам Оцелотля. В самом центре алтаря вырезано отверстие, от которого отходит специальный желобок — по нему аккуратной струйкой стекала кровь жертвы, которую они потом с удовольствием выпивали. Да, что ни говори, а в изобретательности ацтекам не откажешь.
По спине пробегает холодный ужас, мы двигаемся дальше. Вот он — огромный, в два человеческих роста, Камень Солнца ацтеков, выглядывающий из-за спины каменного персонажа со сломанным носом. Камень Солнца ацтеков иногда ошибочно называют «календарем ацтеков», подчеркиваю — ацтеков, а не майя — совсем другим календарем, который в свою очередь наделал столько шума с обещанным, но так и не состоявшимся концом света. Так вот, календарь на Камне Солнца действительно присутствует, но это лишь небольшая часть информации, отраженной на базальтовом диске диаметром 3,6 метров и весом 24 тонны! Камень Солнца - это своеобразная схема мироустройства, открывающая путь к пониманию этой загадочной, ушедшей навсегда цивилизации.
На диске изображены четыре кольца, символизирующих четыре предыдущих солнца, и внутреннего круга — последнего, пятого солнца, при котором, как считали ацтеки, им и посчастливилось жить. В центре диска находится изображение бога солнца Тонатиу. Рожа, надо сказать, у Тонатиу та еще. Вывалив наружу язык в форме ножа и держа в руках два человеческих сердца, он как бы намекает на то, какое блюдо на завтрак он предпочитает. Ацтеки искренне верили, что каждые 52 года миру приходит конец, но, задобрив богов их любимой пищей, этого можно избежать. Особенно голодными боги бывали по праздникам священного календаря, коих было целых 18 штук, поэтому 18 раз в году на вершине какой-нибудь из своих пирамид ацтеки устраивали грандиозную душегубку с вырыванием сердец и сбрасыванием тел по лестнице вниз, где, поговаривают, останки несчастного кромсалось на куски и употреблялись в пищу. Четыре квадрата во внутреннем круге диска символизируют собой четыре эры, уничтоженные ягуарами, ветром, дождем и водой. Следующее за центральным кругом кольцо — это календарь ацтеков, состоящий из 260-дневного ритуального и 365-дневного гражданского года.
Космический монстр и сердце на блюде
Направляемся дальше, в зал майя, где посетителей на входе встречает удивленная физиономия Чак Мооля — каменной статуи, лежащей на полу и держащей в руках поднос, предназначенный, как вы догадываетесь, вовсе не для коктейлей. Да, всеми нами любимые майя, строившие грандиозные пирамиды, обладавшие математическими и астрономическими знаниями и тяготеющие к разного вида искусствам, тоже периодически дергали друг у друга сердца, аккуратно складывая их на пузо Чак-Мооля в надежде, что боги будут к ним благосклонны. Правда, способы, которыми майя умерщвляли своих жертв, были гораздо больше, чем у ацтеков — в ход шло и повешение, и отравление, и утопление, и захоронение заживо, так что Чак Мооль пригождался не всегда.
То, что майя обладали знаниями о внеземных цивилизациях, не вызывает никаких сомнений, иначе зачем на росписях некоторых их пирамид они использовали сюжеты с участием совершенно невероятных космических монстров? Кстати, на фото реплика фрески, оригинал же находится на стене пирамиды Бонампак, и где-то в середине нашего маршрута по Мексике мы направились туда, чтобы убедиться в этом лично. Но по дороге мы попали в заварушку, из-за которой едва не угодили в тюрьму (об этом случае я рассказывала в интервью для блога Милы Деменковой, прочитать которое можно, перейдя по этой ссылке), и, как результат, с Бонампаком у нас так ничего и не вышло.
Небольшую часть экспозиции музея составляют рукописи, чудом спасшиеся от уничтожения пришедших на территорию Мексики испанцев, которые, стирая индейские цивилизации с лица земли, беспощадно уничтожали все, что имело к ним какое-то отношение.
Человеческие кости и прочие безделушки
Помимо прочего в музее обнаружилось множество самых разнообразных человеческих костей. Большинство из них — это воспроизведение перенесенных в музей древних захоронений. Как и египтяне, древние обитатели Месоамерики верили в загробную жизнь, поэтому старались унести с собой в могилу побольше того, что, по их мнению, может им «там» пригодиться: украшения, статуэтки, утварь, стручки фасоли. Действительно, как там, в лучшем мире, без фасоли?
Судя по всему, и при жизни в хозяйстве у индейцев ничего не пропадало. Смастерить из костяшек бывшего соседа бусики для похода на воскресную ярмарку, раскрошить тазобедренный сустав и аккуратно разложить его по кухонным горшочкам — чем не стремление сделать мир прекраснее?
Интереснейших экспонатов в Музее Антропологии много, очень много — это и перенесенные сюда гробницы великих правителей, и сохранившиеся архитектурные детали индейских городов, и огромные, во всю стену, барельефы пирамид, а также бесчисленное количество предметов культа, искусства, бытовых принадлежностей. Покажу лишь крохотную часть коллекции — то, что приглянулось и более или менее удачно сфотографировалось, так как приглушенное музейное освещение и стеклянные перегородки не всегда тому благоприятствуют.
Уэуэтеотль — «очень старый бог», Бог огня. Культура ацтеков.
Информации о том, чьих рук дела это изваяние в шлеме, в моих записях не обнаружилось, но рискну предположить, что это сапотеки — мои любимчики, изображавшие несколько нетипичные для остальных индейских цивилизаций черты лица.
А это точно сапотеки, культура поселения Монте-Альбан, в котором через какое-то время мы побывали и о котором я позже обязательно расскажу.
Фигурка «Старая женщина», культура Тихоокеанского побережья.
Маска, культура Теотиуакана (100 г. до н.э. — 750 г. до н.э.) — неизведанной до сих пор цивилизации, главным свидетельством существования которой являются дожившие до наших дней пирамиды, на которых мы побывали в первые дни нашего приезда в Мексику, осуществив тем самым мою вторую мечту из десяти. Прочитать об этом можно в посте Теотиуакан, Мексика.
Красавец из зала культуры Оахака с языком, плавно переходящим в бороду, ну просто не знает себе равных.
Два персонажа, которые с грустными лицами у кого-то что-то выпрашивают. Очень напоминает сбор милостыни — исключительно мое предположение.
Плоские статуэтки культуры Чупикуаро, Гуанахуато (600-100гг. до н.э.), похожие на печеньки.
И выпуклые предметы любопытной наружности.
Жутко полюбила этих двух малышей из культуры ольмеков — особенно того, что в штанах на подтяжках. Искала потом их репродукции в качестве сувенира. Безуспешно.
Или вот этого бы домой, с обескураженным лицом. Молоко в кофе подливать.
А этого в качестве сахарницы… Эх!
На втором этаже музея располагается этнографическая выставка, повествующая о культуре и быте народностей, населяющих Мексику в настоящее время. Реконструкции жилищ, народные костюмы, предметы обихода — все очень броско, ярко, интересно. Но все-таки ненастоящее есть ненастоящее, поэтому гораздо лучше доехать до тех мест и посмотреть на все это своими глазами, как, впрочем, мы впоследствии и сделали.
Перед выходом из музея мы зашли в сувенирную лавку, расположенную в фойе отеля. Учитывая, что это было почти самое начало нашего путешествия по Мексике, и многих вещей мы о ней еще не знали, некоторые сувениры вызвали у нас по меньшей мере удивление.
Итак, друзья, музей произвел на меня колоссальное впечатление. Побывать в нем — святая обязанность каждого человека, приезжающего в столицу Мексики. Музей антропологии в Мехико — вне всяких сомнений один из лучших музеев в мире. После его посещения у меня было лишь одно впечатление со знаком минус: каким бы мог быть музей, если бы конкистадоры не уничтожили большую часть того, что составляло культуру Месоамерики до их прихода? Созерцать то, что мы имеем сегодня — это счастье, но размышления о том, сколько «золотых солнечных дисков» — шедевров, которые человечество уже никогда не увидит, было переплавлено для финансирования многочисленных завоевательных испанских войн, оставляют чувство пустоты…
Как добраться до Музея антропологии в Мехико:
Национальный Музей Антропологии в Мехико находится на пересечении улиц Paseo de la Reforma и Calz Gandhi. Добраться до Национального Музея Антропологии можно на метро: станция Auditorio (линия 7) или Chapultepec (линия 1), далее около 15 минут пешком. Музей работает ежедневно с 9-00 до 19-00, выходной — понедельник.
Сколько стоит посещение Музея Антропологии в Мехико:
Входной билет на постоянную экспозицию музея составляет 59 мексиканских песо, аудиогид — 75 песо, видеосъемка — 45 песо, фотосъемка для некоммерческого использования — бесплатно (строго запрещены вспышки и штативы). По воскресеньям — бесплатный вход для граждан Мексики и проживающих в стране иностранных резидентов, поэтому в музее может быть много посетителей. Учтите это при планировании вашего визита.
Всю актуальную информацию о музее можно узнать на официальном сайте mna.inah.gob.mx
Комментарии (20)
Добавить комментарий