Дерево надежды, стой прямо!
Фрида Кало
Бунтарка, коммунистка, сквернословица, бисексуалка, талантливая художница и символ Мексики — Фрида Кало. Вся ее жизнь — это бесконечная боль, всепобеждающая страсть и невероятная стойкость духа. На днях мы побывали в доме-музее Фриды, который находится в районе Мехико Кайокан. Пишу этот пост, а из глаз текут слезы… О Фриде известно очень многое, интернет так и пестрит ее биографиями в самых различных интерпретациях, а многие из вас знают ее по фильму с Сальмой Хайек с главной роли. Но мне очень хочется, чтобы история Фриды поселилась и здесь, в моем блоге. Сегодня я напишу о ней то, что знаю сама, и покажу фотографии, сделанные в музее.
Фрида Кало родилась в 1907 году в том самом доме, который сейчас является ее музеем. Мексиканцы ласково называют его «голубым домом Фриды». Дом действительно окрашен в ярко-синий цвет, что заметно выделяет его из остальных строений в Кайокане. В остальном же внешне здание ничем не примечательно, и, если не знать его историю, можно запросто пройти мимо.
В шесть лет девочка заболела полиомиелитом, после чего ее правая нога стала отставать в развитии и оставила хромоту, которую всю жизнь Фрида скрывала под длинными юбками. На этом ее несчастья не закончились, если не сказать больше — они только начались.
В 17 лет Фрида попала в жуткую аварию — автобус, в котoром она ехала, врезался в трамвай. Это был тот самый момент, когда она должна была либо умереть, либо стать той Фридой, которую знаем мы все. В аварии девочка получила, казалось бы, несовместимые с жизнью травмы — тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, ребер, тазовых костей, больная правая нога была переломана в 11 (!) местах, стопа полностью раздроблена. Металлическое перило автобуса пронзило ее живот и матку, навсегда лишив возможности стать матерью. Но вопреки всему Фрида выжила. Год после аварии девушка была прикована к кровати, но даже после того, как она смогла встать на ноги, проблемы со здоровьем не оставляли ее уже никогда. Всю жизнь Фрида носила специальные корсеты и обувь, а в попытках забыться и ослабить боль пила много текилы и курила.
Именно тогда, когда Фрида не могла встать с постели, она попросила родителей принести ей кисти и краски. Гипс, которым было укутано все ее тело, она изрисовала бабочками. Тогда любящий отец смастерил для дочери специальный подрамник, чтобы девочка могла рисовать лежа. Над кроватью Фриды повесили зеркало — так в долгие часы одиночества она могла видеть себя. Отсюда и пошло ее увлечение автопортретами: Фрида рисовала то, что видела, а видела она себя.
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида Кало. Диего — знаменитый на весь мир мексиканский художник Диего Ривера, ставший мужем Фриды, когда той исполнилось 22 года. Фрида принесла показать ему свои свои работы, и это стало началом второй трагедии ее жизни. Их брак называли союзом «слона и голубки», хотя я бы назвала это союзом «голубки и огромной жабы»: Диего был огромен, толст, ужасно некрасив и к тому же старше Фриды на 20 лет. Но, как говорят, Ривера обладал невероятным обаянием, женщины так и вились вокруг него, и тот никогда не оставлял их внимание без ответа. Адюльтеры мужа заставляли Фриду страдать, но поделать с этим ничего не могла: для творческой натуры мужа любовные утехи служили источником вдохновения. Тогда Фрида также начала крутить интрижки, но Ривера жутко ревновал и пресекал их на корню. В общем, в доме Фриды и Риверы никогда не было тихо, и однажды они даже развелись, а через год поженились снова.
Именно Диего Ривера оказал влияние на коммунистические убеждения Фриды. В музее очень много картин, пронизанных идеями коммунизма, а напротив кровати, в которой обездвиженная под конец жизни художница проводила все свое время, до сих пор висят фотографии Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса и Мао в общей рамке. А это картина «Фрида и Сталин» кисти, конечно же, самой Фриды.
Еще одним примечательным событием в жизни Фриды стало ее знакомство с нашим знаменитым соотечественником — перманентным революционером Львом Троцким. Когда, будучи в изгнании, он приехал в Мексику с женой, рукоплескавший великой революции Диего Ривера попросил Фриду поселить их в своем доме, и для Фриды, увлеченной коммунистическими идеями, это стало настоящим событием. Совсем скоро Лев Давидович не на шутку увлекся яркой самобытной Фридой, и та ответила ему взаимностью — у них вспыхнул страстный, но короткий роман. Жена Троцкого узнала об их связи и убедила мужа порвать с Фридой и переехать в другой дом. Неподалеку от музея Фриды, все в том же Кайокане, находится и музей Льва Троцкого — дом, в котором он был убит.
Знаменитой художницей Фрида стала в последние полтора десятка лет своей недолгой жизни. В 1939 году в Париже она стала сенсацией выставки мексиканского искусства, и одну ее картину приобрел сам Лувр! Творчество Фриды пронизано событиями ее собственной жизни. Не поленитесь, полистайте ее картины в гугле. В основном это автопортреты: знаменитая женщина со сросшимися бровями и цветами в волосах — это она, Фрида! Обнаженная женщина с десятками ножевых ранений и стоящий рядом мужчина с кинжалом — это картина под названием «Всего несколько царапин». Так Фрида изобразила их отношения с Диего. Женщина на окровавленной больничной кровати с разорванным чревом, женщина, пронизанная гвоздями и металлическим позвоночником — все это она тоже о себе. Частым сюжетом картин Фриды были ее нерожденные дети — у Фриды было три выкидыша.
В последние годы жизни состояние здоровья Фриды резко ухудшилось. Чтобы хоть как-то ослабить физические страдания, Фрида употребляла много лекарств, содержащих наркотики. Вскоре Фрида слегла в постель, теперь уже до самой смерти. На свою первую персональную выставку художницу принесли на празднично украшенной кровати. Дальше больше — под конец жизни Фриде отняли и без того настрадавшуюся правую ногу.
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года. Последняя запись в ее дневнике: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».
Напоследок фотографии дома-музея Фриды Кало в Мехико.
Надпись на стене внутреннего дворика дома гласит: Фрида и Диего жили в этом доме в 1929-1954.
А это то самое место, где Фрида писала свои жестокие, переворачивающие душу картины.
На рабочем столе Фриды — неизменное фото мужа, Диего Риверы.
Спальня Диего. На вешалке — его комбинезон и шляпы. На тумбочке справа — посмертная маска художника.
Кухня в мексиканском стиле. Фрида и Диего страстно почитали искусство доколумбовской Америки, и в их творчестве, а в данном случае — и интерьере, зачастую прослеживаются элементы народного мексиканского творчества.
А это спальня самой Фриды. Как и все спальни в доме — без окон. Все элементы декора комнаты — дело рук самой Фриды: чудовища, скелеты и бабочки.
По выходу из спальни попадаем в другую, так называемую «дневную» спальню Фриды. Она расположена прямо у выхода в сад, сюда попадает много света и свежего воздуха. Эта комната — основное место пребывания Фриды в то время, когда она была прикована к кровати. Видите вытянутую прямоугольную рамку на стене напротив? Это именно та рамка, под стеклом которой хранятся фотографии кумиров художницы, самых знаменитых коммунистов в истории — Маркса, Энегльса, Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна. Над кроватью — неизменное зеркало.
На постели — посмертная маска Фриды.
В музее хранится коллекция личных вещей Фриды: одежда, обувь, украшения. Кало была модницей. Одевалась эксцентрично и дорого. Очень любила носить костюмы с мексиканскими мотивами.
Сапожок с настрадавшейся правой ножки Фриды.
Корсеты и накладная нога Фриды — немые свидетели ее физических мук.
Фотографический альбомчик Фриды.
«Дневная» спальня Фриды выходит на крыльцо, откуда открывается вид на сад, наполненный множеством странных предметов.
Под тенью деревьев и растений прячутся тайны, которые оставила нам художница: фигурки в традициях индейской культуры и даже настоящая пирамида!
Что же еще рассказать о Фриде? Ах, да… Фрида Кало и Диего Ривера изображены на денежной купюре Мексики номиналом 500 песо: портрет Диего на лицевой стороне банкноты, портрет Фриды — на обороте.
А еще теперь у меня есть своя маленькая Фрида.
Как добраться до дома-музея Фриды Кало:
Дом-музей Фриды Кало находится по адресу: Museo 150, San Pablo Tepetlepa Del. Coyoacan, С.Р. 04620 Mexico D.F. Добраться до музея можно на метро: станция метро Coyoacan, коричневая ветка №3. На выходе из метро останавливаем какого-нибудь мексиканца и спрашиваем, в каком направлении находится музей; если же с испанским не очень, вопросительно смотрим ему в глаза, произносим волшебное слово «Фрида Кало» и внимательно следим за его жестами. Идем туда, куда показал мексиканец и вскоре по дороге станут заметны вот такие указатели:
Идем по указателям до тех пор, пока на одном из перекрестков не увидим ярко-синий дом. Пешком от метро идти минут 15-20.
Сколько денег потрачено:
Входной билет в музей стоит 80 мексиканских песо, фотосъемка платная — 60 песо.
Комментарии (27)
Добавить комментарийСогласна. Тяжелая судьба либо ломает человека, либо задает тон будущих побед. У Фриды - второй вариант.